Есть в Челябинске отдельный дом, где живут счастливые пенсионеры. Дружат, общаются, рукодельничают, поют в хоре. Целая многоэтажка счастливых пожилых людей — это муниципальный социальный дом ветеранов.
Пожилые люди находят в соцдоме настоящих друзей.
Социальный дом ветеранов был открыт в 2005 году. Это «муниципальное казенное учреждение» — так написано на официальном сайте. А в жизни это многоквартирный жилой дом с тремя подъездами. Это не интернат для пожилых людей. Здесь живут участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, узники фашизма и ветераны труда. Сейчас добавлена новая категория жильцов — участники боевых действий, то есть те, кто пережил афганскую и чеченские войны.
До того, как попасть в социальный дом, граждане состояли в очереди на жилье в своих районах, их признали нуждающимися в квартирах и поселили в это учреждение. Если очередь подходит и жилье пенсионерам выделяется, они могут уехать из соцдома и жить в своей собственной, а не государственной квартире. В их казенные квартиры заселят других нуждающихся.
Из 111 квартир 57 — однокомнатные, а 54 — двухкомнатные. В первой категории проживают одинокие пожилые люди, а во второй — семейные пары. Всего в социальном доме живут 114 пожилых человека. Средний возраст жителей сложно подсчитать, дом может похвастаться долгожителями от 85 до 95 лет.
Терапевт в социальном доме принимает ежедневно
Жильцы сами оплачивают коммунальные платежи. Вся пенсия остается у них, в отличие от тех, кто живет в интернатах и должен отдавать львиную долю пенсионных выплат учреждению.
Первый этаж дома — это учреждение, где предоставляются социальные услуги. Здесь есть круглосуточная диспетчерская связь — все квартиры оснащены мини-АТС. Диспетчер может вызвать скорую в любое время, позвонить в коммунальные службы (дом обслуживает управляющая компания) и принять любые запросы жильцов.
«Отдельная большая служба — социальное обслуживание на дому. У нас 38 клиентов частично утеряли возможность к самообслуживанию: плохо ходят, часто болеют, поэтому не выходят на улицу... Социальные работники приобретают для них продукты питания, оплачивают коммунальные услуги. Они делают все за пределами квартиры и по бытовым вопросам тоже помогают: и приготовят, и приберутся, и окажут гигиенические услуги, если требуется», — рассказывает Ирина Мананова, директор муниципального учреждения.
Соцработники встретили нас в свое обеденное время. Целый день они ходят по делам пожилых людей, помогают с утра до вечера.
Социальные работники выполняют все просьбы пожилых людей
«Вот моя Валюшка, — Надежда Васильевна, жительница дома, обнимает за плечи соцработника, — как она мне помогает, вы не представляете! Все принесет, все сделает. Иной раз придет из магазина, а я говорю: „Ой, забыла сказать, еще вот это надо...“ — так она улыбается, говорит: „Не расстраивайся, сейчас сбегаю!“. Золотая Валюшка».
Не все пожилые люди могут похвастаться покладистым характером.
«Не зря же говорят: кто стар, тот мал. Некоторым приходится угождать, а что ж делать- то? Да, порой тяжело, но мы же все понимаем, набираемся терпения и не выплескиваем эмоции на бабулек своих», — смеется соцработник.
Она помогает 13 жильцам. Через день приносит им продукты, делает уборку, готовит обед.
Социальный дом ветеранов — это не только жилье, это еще и досуг. Каждый житель находит себе занятие по интересам: рукоделие, хор, библиотека. Для тех, кто поддерживает себя в форме даже в преклонном возрасте, есть ЛФК, гимнастика, аэробика. Несколько раз в месяц для пожилых людей устраиваются концерты.
Концерты в соцдоме проводятся несколько раз в месяц
«К нам и школьники приходят, и кадеты, и взрослые артисты, уже известные в городе. Мы их любим, а они — нас», — рассказывает Анастасия Сергеевна, жительница дома.
Конечно, пожилые люди часто жалуются на свое здоровье, им необходима медицинская помощь. На первом этаже дома есть медицинский блок с терапевтическими услугами. Жильцам не нужно ходить в поликлинику и стоять в очередях. На базе учреждения ежедневно принимает терапевт, работает процедурный кабинет, где бесплатно можно поставить любые инъекции, сдать анализы.
— Что-то я так разволновалась перед журналистами, измерьте мне давление, пожалуйста, — обратилась к терапевту председатель совета ветеранов дома.
— И правда! 140 на 90, что это вы, Валентина Алексеевна? — терапевт сняла нарукавник с пациента.
— Интервью давать надо, волнительно, — весело ответила женщина.
Валентине Алексеевне 78 лет. Ее соседки-подруги шутят: «Да она накинула себе в документах лет 15, кажется! Как можно так молодо выглядеть?». Действительно, не больше 60 лет на вид. Сама председатель совета ветеранов говорит, что ей просто некогда стареть: столько всего интересного здесь!
— Что здесь не жить? Красота же! Квартиры чистые, теплые, соцработники — хорошие девчонки, концерты опять же. Я прям счастлива, что сюда попала, — рассказывает Надежда Васильевна. Вместе с Валентиной Алексеевной она привела нас в библиотеку.
«Почему здесь не жить-то? Тепло, светло, весело! Что еще старикам надо?»
Стеллаж во всю стену с книгами в три ряда. Литературу приносили жители города, меценаты, сами жильцы дома. На столе — поделки клиентов социального дома: вышивка, капроновые куклы, рисунки.
— До войны я жила в деревне. Немцы пришла к нам в августе 1941 года. Колхоз распустили по началу. А через полгода заставили работать для фронта. Работали только подростки и женщины. Был у нас и фронтовой госпиталь. Мы с мальчишками и девчонками таскали одежду рваную окровавленную, жгли, убирали, таскали раненых. Мы были детьми, но все видели: дяденька без руки, без ноги, без обеих ног... Когда война кончилась, мне был 17-ый год. К нам приехали вербовщики, набирали в шахты, на стройку и на торфяные разработки. Я выбрала шахты. Проработала там шесть лет. А потом мой брат, который выжил на войне, стал служить в Копейске, позвал меня к себе. Помог устроиться в школу рабочей молодежи, закончила 10 классов и два года железнодорожного техникума. На железной дороге проработала 40 лет. И я думаю, что я счастливый человек. В марте мне будет 89 лет, не знаю, как бы я жила, если бы не оказалась на Урале и в этом доме, — говорит Надежда Васильевна.
После обеда в социальном доме ветеранов состоялся праздничный концерт, посвященный Дню матери. Надежда Васильевна и ее подруга Мария Степановна читали свои стихи о России и о маме. Приглашенный хор пел патриотические песни.
— Я пишу стихи давно. Артисты сегодня пришли из города, то есть это не наши жильцы. Но они уже включили нас с Надеждой в концерт. Я вот сижу и переживаю: хоть бы не сбиться и прочитать хорошо. Это же все нас поднимает, ради этого мы живем. Мне 88 лет, я на год моложе Нади, а вся эта творческая жизнь нас заряжает, — делится Мария Степановна. — Таких домов должно быть больше, старики нуждаются в общении. Иной раз придешь в больницу, в очереди разговоришься с кем-нибудь: «Я вот в таком доме живу...» — а в ответ удивление и желание тоже так дружить и общаться.
Активная жизнь в соцдоме придает сил пожилым людям
В интернете о социальном доме ветеранов пишут всякое. Несколько лет назад некоторые жители пытались добиться приватизации казенного жилья. По словам директора учреждения, такие «желающие» есть, но спорить с ними бесполезно. Говорить они могут все, что им вздумается. Есть закон и есть жилье, которым они могут пользоваться столько, сколько им захочется. В гости могут приходить друзья и родственники, выход из дома свободный, а все удобства предоставлены.
— В интернете были статьи, где пишут, мол, у нас морг из окон сразу видно, каждый день можем смотреть свое «будущее». Ну не дураки ли? Морг еще надо постараться разглядеть сквозь деревья! Да и вообще, не хочешь — не смотри! — возмущается Анастасия Сергеевна.
— Мы понимаем, что со стариками не просто, — говорит Надежда Васильевна.
— Иногда мне приходится беседовать с клиентами и их детьми. На днях у одного жильца был день рождения. Пришли его сыновья, позвонили в домофон, а он не открывает. Они зашли к нам, попросили просто передать ему торт и подарки. Я решила — нет, мы пойдем к нему, отцу нужно встретиться со своими детьми. Поднялись на этаж, открыл... Сыновья просидели у него несколько часов! Зря капризничал, — делится директор Ирина Владимировна.
Валентина Алексеевна пригласила нас к себе в квартиру. Интерьер в советском стиле на 40 квадратных метрах сегодня даже умиляет.
В доме 111 квартир, мебель в них тоже предоставляется
— Пойдем на кухню! Смотрите: стол государственный, плита государственная, холодильник государственный, зато ковры — мои! — женщина гостеприимно расставляет чашки.
Ее подруга Салима Гиматдиновна разглядывает магнитики на холодильнике.
— Это внук твой?
— Да, старший женился. А младший еще холостой. Сейчас все девочки ищут мужа с квартирой, а у него нет пока...
— Не понимают молодые: надо с нуля начинать вместе, тогда и жизнь хорошая, и любовь крепче, — рассуждает Салима.
— Ладно тебе, учишь жить ребят! Пойдем, там концерт начинается, песни попоем с девчонками!
Анастасия Сергеевна встретила нас на входе в актовый зал. Предложила сесть вместе. Когда она впервые пришла на экскурсию в этот дом со своей дочерью, дочка сказала: «Мама, знаешь, ты родилась под счастливой звездой, здесь даже стареть не хочется».
Без дела не сидится: рукоделие, хор, физкультура — все для жильцов
Источник публикации https://ob-zor.ru/